Главная Новости

Борона / Передовые технологии / Скотоводство / Продуктивные и биологические особенности комолых и рогатых животных герефордской породы

Опубликовано: 13.10.2018

видео Борона / Передовые технологии / Скотоводство / Продуктивные и биологические особенности комолых и рогатых животных герефордской породы

Борона для мотоблока за 30 мин. 1 часть. Особенности посева горчицы. Лечим и удобряем почву.

В последнее время всё большей популярностью пользуются комолые животные, так как они не травмируют друг друга, при их содержании уменьшается площадь пола фермы и фронт кормления. По скороспелости, живой массе и качеству мяса они не только не уступают, а порой превосходят рогатый скот.



В 2005 году МСХ РФ утвердило новый тип крупного рогатого скота герефордской породы «Садовский», где имеются комолые и рогатые животные. Была поставлена задача – изучить их особенности. Проанализирована возможность получения комолости в условиях хозяйства. Выяснено, что при скрещивании рогатых родительских пар весь приплод рождается рогатым. От комолых родителей получается только комолое потомство. Если бык-производитель был рогатым, а коровы комолые, то от них получено 36,3 % комолых телят; от комолого быка и рогатых коров получено 68,7 % комолого и 31,3 % рогатого молодняка. Всего в 16 маточных гуртах хозяйства имелось 63,3 % комолых коров (2009 г.).


Самодельная зубовая борона на минитрактор

В специально сформированных гуртах из комолых и рогатых коров взяли на учёт по 25 голов. По живой массе и молочности они соответствовали I классу и выше. Согласно новой инструкции по бонитировке (2010 г.), по выраженности типа телосложения (по высоте в крестце) они отнесены к компактному типу (6 баллов из 12 возможных).


Боронование озимой пшеницы - борона акцент 9м

Отмечено, что у рогатых коров некоторые стати тела были больше: длина туловища (Р1 < 0,05), ширина груди (Р1 < 0,05) и в маклоках (Р2 < 0,01) по сравнению с комолыми.

Отёл (от первых схваток до плодоизгнания) у комолых коров продолжался в течение 70,8 мин., у рогатых – 94,4 мин. Комолые коровы после отёла непрерывно облизывали своего телёнка в течение 31,4 мин., рогатые – 28,2 мин. Послед отделился после родов соответственно через 116,4 и 144,8 мин. Проведены этологические наблюдения. На потребление кормов и жвачку животные расходовали зимой около 37 % дневного времени, летом – около 77 %, на отдых стоя и лёжа – 50,1 и13,5 %. По абсолютному большинству показателей существенных различий между комолыми и рогатыми животными не выявлено (продолжительность потребления воды, передвижение в возбуждённом состоянии, время от рождения телёнка до первого вставания на ноги и до первого сосания молока из вымени, время прихода в первую охоту и сервис-период и др.).

Одна из важнейших задач в научно-хозяйственном опыте заключалась в усовершенствовании технологии мясного скотоводства, а именно – в раздельном выращивании бычков и тёлок в период подсоса. Это связано с тем, что до сих пор дискуссируется вопрос о возрасте и живой массе телят при отъёме. Разные авторы предлагают отбивку телят проводить в 5–6; 7–8; 10–12 мес. живой массой от 160 до 350 кг и более. В каждом способе есть свои плюсы и минусы. При раннем отъёме (5–6 мес.) не до конца используется молочная продуктивность коров, появляется возможность заболевания вымени маститом, особенно в летнее время, снижается потенциальная продуктивность молодняка.

В случае поздней отбивки молодняка снижается упитанность коров, удлиняется сервис-период, возрастает беспокойство сравнительно подросших бычков во время прихода тёлок в охоту, возможно близкородственное спаривание. В итоге нарушается классическая технология мясного скотоводства.

Ранний отъём бычков (6 мес.) и более поздний – тёлок (8 мес.) также не решает проблему из-за неполного использования периода лактации. Поэтому ставилась задача исключить воздействие отрицательных факторов при выращивании телят в период подсоса: возбуждение бычков во время прихода тёлок в охоту, нежелательное укорачивание продолжительности лактации у коров и связанное с ней возможное заболевание вымени маститом.

Для этого во время турового отёла сформировали три гурта коров: I (контрольный) – по классической технологии, т.е. коровы содержались с бычками и тёлочками; II – коровы только с бычками и III – коровы с тёлками (n=130–135 гол.). Отмечено, что при раздельном содержании и бычки, и тёлки вели себя более спокойно, чем при совместном выращивании. В итоге средняя живая масса тёлок, выращенных раздельно, при отъёме от комолых и рогатых коров составила в среднем 207,0 кг, или на 21,1 кг (11,3 %, Р1 < 0,05) больше, чем в разнополом гурте (185,9 кг). Бычки и тёлки при раздельном содержании превосходили сверстников в 7-месячном возрасте по живой массе в среднем на 12,5 кг (6,3 %). В денежном выражении это составило 875 руб./гол./год (2010 г.).

Анализ показал, что как при рождении, так и при отъёме от коров разницы в живой массе и показателях промеров у телят, рождённых от комолых и рогатых матерей, не было. Также установлено, что по выраженности типа телосложения 8-месячный молодняк соответствовал высшему классу и получил 10 баллов (по инструкции 2010 г.). С возрастом индекс длинноногости телят закономерно уменьшился, а индексы растянутости, массивности, сбитости, широкотелости и типичности внутрипородного типа телосложения возросли, т.е. широтные промеры изменились более существенно, чем высотные. В итоге животные приобретали эйрисомный (мясной) тип. Следовательно, раздельный способ выращивания бычков и тёлок в период подсоса является наиболее эффективным по сравнению с совместным, общепринятым в мясном скотоводстве без выраженной разницы между комолыми и рогатыми коровами.

После отъёма телят от коров часть бычков кастрировали. Сформировали три группы: бычков, бычков-кастратов и тёлок. В каждой группе были комолые и рогатые особи по 10 голов (рис. 1).                                                        

Рис.1. Тёлочки герефордской породы после отъёма от матерей.

ПЗ «Садовское»

Условия кормления и содержания животных всех групп были аналогичные. Их содержали в помещении облегчённого типа со свободным доступом на выгульно-кормовой двор. Изучали весовой (ежемесячно с рождения до 17-месячного возраста) и линейный (при рождении, в 7 и 17 мес.) рост, гематологические показатели (7 и 17 мес.), провели этологические исследования в зимний и летний периоды, провели контрольный убой (n = 3; 17 мес.). Вычислили экономическую эффективность от продажи молодняка на мясо и реализации на племя.

В крови определили содержание гемоглобина, эритроцитов, лейкоцитов, кальция, фосфора, белка, липидов, холестерина, витаминов А и Е, а также 15 аминокислот, щелочной резерв. В целом, показатели крови соответствовали данным здоровых животных, а разницы между комолыми и рогатыми аналогами не обнаружено.

Поведение животных регистрировали через каждые 10 мин., т.е. фиксировали, чем занимались бычки, кастраты и тёлки с 6 утра до 23 час. вечера. Выяснено, что на поедание корма они тратили от 4 час. 13 мин. до 5 час. 9 мин., на его пережёвывание – 5–7 час., на отдых – несколько больше 7 час. Характерно, что бычки-кастраты чуть дольше потребляли корм и отдыхали лёжа, чем бычки и тёлки. Существенно разницы между комолыми и рогатыми животными также не выявлено.

В 17-месячном возрасте средняя живая масса комолых и рогатых бычков составила 435,5 кг, или на 34,5 кг (8,6 %, Р3 < 0,001) больше, чем кастратов (401 кг), и на 65 кг (17,5 %, Р3 < 0,001) больше, чем у тёлок (370,5 кг).

Кастраты, в свою очередь, превосходили тёлок на 30,5 кг, или на 8,2 % (Р3 < 0,001). Следует отметить, что в конце опыта вследствие заболевания актиномикозом вынужденно были сданы на мясокомбинат 3 самых крупных бычка (в 16 мес. в среднем 468 кг/гол.) и 11 кастратов (364 кг/гол.). Из 14 выбывших животных 6 гол. (42,8 %) были рогатыми и 8 гол. (57,2 %) – комолыми.

По бонитировочным требованиям, бычки в конце опыта (17 мес.) соответствовали I классу, а тёлки – элита-рекорд без существенной разницы между комолыми и рогатыми животными. При убое изучили массу: съёмную, предубойную, убойную, парной и охлаждённой туши; технического сырья: субпродуктов, шкур, рогов, кишечника, желудка с содержимым и без него. Определили выход массы каждого показателя. Провели разделку левых полутуш на пять естественно анатомических частей, их обвалку, жиловку мякоти, а в правых полутушах определили массу и выход торгового и промышленного отрубов (рис. 2). Были взяты образцы средней пробы полутуши, длиннейшей мышцы спины, языка, полусухожильной мышцы на химический анализ. Проведена дегустация мяса и бульона.

Рис. 2. Огузок бычка-кастрата герефордской породы

Наибольший убойный выход оказался у кастратов (в среднем 55,75 %), затем у тёлок (54,05 %) и бычков (53,85 %). За счёт превышения стандартных показателей убойного выхода зачётная живая масса бычков возросла в среднем на 13 кг, бычков-кастратов – на 24,1 и тёлок – на 8,0 кг (от съёмной).

Жировой полив анатомических частей туши у тёлок и бычков-кастратов был выражен сильнее, чем у бычков. Толщина жира у корня хвоста у комолых бычков составила 1,66 мм, у рогатых – 2,0, у кастратов соответственно 5,66 и 4,33 мм, у тёлок – 6,66 и 5,00 мм, аналогично на середине 13 ребра и над третьим поясничным позвонком.

Хотя наивысшая калорийность 1 кг мякоти была у тёлок (в среднем 2729 ккал), однако за счёт большей массы тела бычков-кастратов энергетическая ценность всей съедобной мякоти туши у последних оказалась наибольшей (198,0 тыс. ккал), далее у бычков (196,2 тыс. ккал). Существенной разницы между комолыми и рогатыми животными не выявлено.

Выход мякоти от массы туши составил 77,6–79,1 %, костей – 18,2–19,5 и сухожилий – 2,72–2,89 %. Количество мякоти высшего, 1 и 2 сортов также отличалось несущественно, кроме высшего сорта в пользу комолых тёлок (Р1 < 0,05).

Анализ показал, что накопление металлов (цинк, медь, марганец, железо и др.) в длиннейшей мышце спины и в полусухожильной было в пределах допустимой нормы. Содержание незаменимых и заменимых аминокислот и их соотношение в мышцах животных также было практически одинаковым. Показатель качества белка колебался в пределах 4,3–5,0, что характерно для мясного скота.

Завершающей, порой решающей оценкой качества мяса является его вкус. При дегустации было выявлено, что самое вкусное мясо в варёном виде было от бычка-кастрата, затем от тёлки, а в жареном виде – наоборот. По суммарной оценке, лучшим признано мясо тёлки (42,3 балла из 50 возможных), несколько уступало ему мясо кастрата (42,0) и быка (40,8). По вкусу мяса и бульона (суммарная оценка) преимущество также было у тёлки. Но разница по сравнению с кастратом и бычком была недостоверна.

В данном опыте реализационная стоимость 1 бычка составила 29386 руб. (по 70 руб./кг, 2010 г.), что на 12,95 % больше, чем тёлки. Следовательно, в товарных хозяйствах бычков лучше не кастрировать. При этом расход кормов на 1 кг прироста живой массы снизился на 0,65 корм. ед., или на 7,2 %. Себестоимость прироста бычков была на 16 % ниже, а рентабельность производства говядины на 6.6 % выше, чем у тёлок. Кастраты занимали промежуточное положение, как безрогие, так и рогатые.

В племенных хозяйствах, за счёт продажи молодняка на племя, рентабельность производства говядины возрастает на 4,4–11,7 % и достигает 54,2 %.

1. Таким образом, по абсолютному большинству показателей различий между комолыми и рогатыми коровами и у молодняка не выявлено.

2. Раздельное выращивание бычков и тёлок в период подсоса повышает живую массу при отъёме от матерей в среднем на 12,5 кг (6,3 %) на сумму 875 р./гол. по сравнению с совместным (классическим) способом содержания.

Н.В. Борисов, С.Д. Колотов, А.И. Рыков, А.Ю. Ребенко

 

Источник: BORONA.net

rss